Засыпались сахаром: казахстанский рынок страдает от дешевого импорта
Президент Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности (КАСППП) Айжан Наурзгалиева называет ситуацию, сложившуюся в отечественной сахарной отрасли, неутешительной. Предпринимаемые профильными министерствами меры не дают заметных результатов. Как следствие, казахстанский рынок до отказа забит российским сахаром, продукт же собственного производства уже многие месяцы мертвым грузом лежит на складах отечественных сахарных заводов, передает корреспондент агентства Kazinform.
- Ориентировочно на складах четырех сахарных заводов сейчас около 50 тысяч тонн сахара. Частично произведенного из сырца, закупленного заводами на деньги социально-предпринимательских корпораций регионов (СПК). Эти средства выделялись в рамках подписанного в октябре минувшего года меморандума. Предполагалось, что готовый продукт будет реализован по цене в 460 тенге за килограмм, но, когда сахарные заводы этот сахар произвели, отечественный рынок оказался завален дешевым импортным продуктом. Как следствие казахстанские предприятия лишились возможности реализовывать собственный сахар по адекватной цене, - поделилась Айжан Наурзгалиева.
Продавать же сахар по цене ниже себестоимости заводы никак не могут. Сегодня над всеми четырьмя предприятиями, занимающимися производством сахара, дамокловым мечом весит долг перед СПК. В общей сложности заводам было выделено 18 млрд тенге. Еще около 700 млн тенге заводы потратили на выплату пошлины, чтобы ввезти купленный на деньги СПК сахар-сырец.
Рассчитаться с социальными-предпринимательскими корпорациями заводы должны были реализовав готовый продукт. Однако массовое появление на казахстанском рынке дешевого импортного сахара, сделало отечественный продукт неконкурентоспособным. По этой причине уже больше полугода предприятия вынуждены держать сахар на складах, либо, как это сделал Таразский сахарный завод, продавать его себе в убыток.
- Руководству предприятия пришлось на это пойти, чтобы освободить затоваренные склады под свекловичный сахар нового урожая. Понятно, что это не решение проблемы. Поэтому заводы, у которых вопрос со складскими помещениями стоит не так остро, предпочитают пока сахар не продавать, все еще надеясь на позитивные перемены. Хотя, предпосылок для них, к сожалению, никаких. Мы постоянно обращаемся в различные инстанции с просьбой остановить поток бесконтрольного ввоза дешевого сахара автомобильным транспортом, или как мы его еще называем – серого импорта. И в Минсельхоз писали, и в Министерство торговли, но нас никто не слышит. В соответствии с утвержденным Комиссией ЕЭК балансом из России в Казахстан ежегодный может ввозиться порядка 250 тысяч тонн сахара, но по факту ввозится гораздо больше. Если то, что ввозится по железной дороге можно посчитать, то автомобильный ввоз практически не поддается учету, - добавила Айжан Наурзгалиева.
По данным Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности, с января по сентябрь текущего года, в РК ввезено 203,6 тысяч тонн сахара из Российской Федерации. При этом, неучтенные запасы, ввезенные автомобильным транспортом, составляют порядка 150 тысяч тонн за тот же период.
- У нас масса этого сахара. Все рынки им завалены. Он практически во всех торговых сетях. Казахстанский продукт если и присутствует на прилавках, то в очень незначительном количестве. Бывают случаи, когда российский продукт продают под видом казахстанского, перефасовывая его в мешки отечественных сахарных заводов. К примеру, на шымкентских рынках появился сахар Таразского сахарного завода, тогда как предприятие не продавало своей продукции в Шымкент. Этот завод сейчас вообще остановился на ремонт и простоит, вероятно, до самого марта, - пояснила глава Ассоциации.
По информации Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности, в данный момент решается вопрос о пролонгации договоров с СПК, по некоторым из которых уже наступили сроки возврата выданных на закуп сырца денег. Платить же заводам нечем.
- Вопрос о пролонгации договоров решается очень медленно. У нас были заключены договора со многими СПК. Часть из них согласилась на пролонгацию, другие еще думают. Сроки возврата денег у всех разные. Например, СПК «Каспий» деньги должны были быть возвращены в октябре, но мы попросили о пролонгации до конца года. Однако в этой СПК не пошли нам навстречу, а обратились в страховую компанию с уведомлением о наступлении страхового случая, что, безусловно, скажется и на деятельности сахарного завода. С остальными – у кого-то в декабре, у кого-то в конце ноября. Разные сроки потому что и подписание договоров с последующим выделением средств, в прошлом году растянулось по времени. Меморандум подписали 12 октября, а деньги выдавали в час по чайной ложке. В итоге последний заем выдали в конце февраля, когда закупочные цены на сырец оказались заметно выше тех, что были указаны в договорах. Это, в конечном итоге, сказалось на стоимости готовой продукции. Вопрос о пролонгации договоров с СПК для наших заводов жизненно важен, и мы очень надеемся, что нам пойдут навстречу, - добавила представитель сахарной отрасли страны.
По словам Айжан Наурзгалиевой, сегодня отечественные сахарные заводы заняты переработкой сахарной свеклы. Правда, сырья, а соответственно и готовой продукции, выходит меньше, чем ожидалось.
- В этом году сахарной свеклой засеяли 13,6 гектаров. Ожидали, что из отечественного сырья получим 50 тысяч тонн сахара, но уже понятно, что эти ожидания не оправдаются. Причина – низкое качество свеклы, которое сказывается на объемах готовой продукции. Где-то свекла попала под дождь. На ее качестве также сильно отражаются и осенние перепады температуры, когда ночью уже ощущаются заморозки, а днем температура поднимается до 15-20 градусов. Мы теперь думаем о том, что надо модернизировать места хранения свеклы. Устанавливать системы вентиляции, позволяющие повысить сохранность корнеплодов на более длительное время. По состоянию на 16 ноября всеми четырьмя сахарными заводами из свекловичного сырья произведено около 20 тысяч тонн сахара. Уборка свеклы еще полностью не завершена. Мы предполагаем, что будет произведено еще около 20 тысяч тонн свекловичного сахара, но, это по очень оптимистичным прогнозам, - информирует эксперт.
Также Меморандумом было предусмотрено введение минимальных оптовых цен, между тем, прошло уже больше года, а воз и ныне там.
- Причем, госорганы предлагают ввести среднюю цену, сложившуюся из себестоимости сахара тростникового и сахара свекловичного, что на наш взгляд, категорически неприемлемо. Нельзя смешивать «кислое с пресным». Начнем с того, что объемов сахара, произведенного из сырца тростникового больше, чем сахара, выработанного из свекловичного сырья. Да и стоимость сырца не идет ни в какое сравнение со стоимостью свеклы, - добавляет глава Ассоциации.
На вопрос о том, чем сахарные заводы будут заниматься, когда скромные объемы свекловичного сырья иссякнут, Президент Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности ответить затруднилась.
- Сложно пока сказать, будут ли наши предприятия закупать тростниковый сырец. Если произойдет чудо, и цена на него снизится, то, да. Но в том-то и проблема, что цена на него только растет. К примеру, 20 ноября сахар-сырец на Нью-Йоркской бирже торговался по цене 608 долларов за тонну и это без транспортировки. Тогда как в прошлом году в октябре его цене составляла 400 долларов за ту же тонну. Маловероятно, что в перспективе он будет дешеветь, потому что масса факторов на это влияет. Купив сырец по сегодняшней цене, заводы получат еще более дорогой готовый продукт, который скорей всего не смогут продать. Учитывая, что в России вновь ожидается профицит, мы опасаемся, что наш сахар опять осядет на складах мертвым грузом, - резюмировала Айжан Наурзгалиева.
Ранее редакция агентства Kazinform уже писала, что в этом году Казахстан столкнулся с проблемой бесконтрольного ввоза сахара автотранспортом. Это стало почвой для появления на рынке серого импорта - практически бесконтрольного ввоза сахара автомобильным транспортом. Тогда мы анализировали возможные способы для производителей, чтобы обеспечивать страну сырьем самостоятельно, и разбирались, почему разработанный по поручению Главы государства комплексный план развития сахарной отрасли пока слабо способствует решению проблемных вопросов.
Фото: Рixabay