Cемей-4°С
Погода
  • Абай14°С
  • Аягөз17°С
  • Ақсуат16°С
  • Бородулиха18°С
  • Қалбатау19°С
  • Курчатов18°С
  • Көкпекті16°С
  • Үржар17°С
494.87 520.65 4.91

Республиканский семинар-совещание на тему животноводства прошел в области Абай

28-08-2024, 12:25

В области Абай под председательством заместителя Премьер-Министра РК Серика Жумангарина состоялся республиканский семинар-совещание на тему «Основные направления и перспективы развития животноводства РК», сообщает 018.kz.

В семинаре-совещании приняли участие депутат Мажилиса парламента Айдарбек Ходжаназаров, вице-министр сельского хозяйства Амангалий Бердалин, аким области Абай Нурлан Уранхаев, заместители акимов областей, представители финансовых институтов сельскохозяйственной отрасли, сельхозтоваропроизводители региона.


На встрече отметили, что животноводство является одной из главных отраслей агропромышленного комплекса страны. На его долю приходится порядка 40% валовой продукции сельского хозяйства. В рамках семинар-совещания спикеры обсудили успешный опыт Северо-Казахстанской области по реализации инвестиционных проектов в сфере животноводства, успешные практики и современные технологии в мясном производстве, внедряемые с использованием австралийского метода ведения животноводства, опыт успешных животноводов, а также актуальные вопросы животноводческой отрасли.


Сообщается, что по итогам 7 месяцев текущего года объем валовой продукции животноводства превысил 1,7 трлн. тенге, индекс физического объема составил 103,7%. Наблюдается рост численности поголовья сельскохозяйственных животных в зависимости от видов от 2% до 18%.


«Дальнейшие мероприятия развития отрасли животноводства направлены на выполнение поручения Главы государства об увеличении объемов производства продукции животноводства в 2 раза к 2028 году. В целях качественного выполнения данного поручения Министерством на первоначальном этапе под Вашим непосредственным руководством проведена работа по актуализации статистических данных и дальнейшего исключения приписок в показателях развития животноводства. В результате проведенной работы во всех категориях хозяйств списано 2 млн. голов крупного рогатого скота, 3 млн. тонн молока, также списано поголовье овец – на 14%, коз – на 20%, свиней – на 34%, лошадей – на 2%, домашних птиц – на 22%, мяса в живом весе – на 15%», - сообщил в своем докладе вице-министр сельского хозяйства РК Амангалий Бердалин.

В частности,он остановился остановиться на основных направлениях развития животноводства.


Молочное скотоводство.


Специализированным производством молока в республике занимаются более 300 молочно-товарных ферм. В целом на долю агроформирований приходится 38% производимого молока в республике. При этом достигли доли в 60 и более процентов агроформирования Павлодарской и Северо-Казахстанской областей. По итогам прошлого года молочными заводами переработано 2,1 млн. тонн молока. Основным вопросом для этих предприятий являются стабильные круглогодичные поставки качественного сырья с конкурентной ценой. Выполнение этой задачи является основным приоритетом государственной политики. В этой связи с 2023 года стартовала льготная программа кредитования на строительство 65 современных молочно-товарных ферм. На эти цели направлены первые 100 млрд. тенге. По итогам 7 месяцев введены в эксплуатацию 16 проектов мощностью более 67 тыс. тонн молока.


При этом отмечается, что средства по данной программе были направлены в регионы практически год назад, однако до сих пор не полностью освоены кредитные средства в Алматинской (72%) и Восточно-Казахстанской (86%) областях. В Алматинской области из запланированных к вводу 12 проектов (15 млрд. тенге), средства выданы только по 10 проектам на сумму 10,8 млрд. тенге. По Восточно-Казахстанской области запланировано ввести 6 проектов (10 млрд. тенге), средства выданы по 5 проектам на сумму 8,6 млрд. тенге.


«В связи с ухудшением эпизоотической ситуации по болезни блютанг в странах Европейского союза таких как, Бельгия, Германия, Греция, Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Министерством введены временные ограничения на ввоз и транзит живых животных восприимчивых к данному в целях недопущения заноса данной болезни на территорию Казахстана. Учитывая недавнюю регистрацию блютанга в Дании, в ближайшее время будут также введены соответствующие ограничения. В этой связи, акиматам областей необходимо довести данную информацию до всех субъектов и организаций планирующих приобретение племенных животных из данных стран», - добавил Бердалин.

В целом в рамках данной программы в ближайшие 3 года будут реализованы 118 проектов, что позволит увеличить объемы производства молока на 615 тыс. тонн. Таким образом, объемы производства на молочно-товарных фермах будут увеличены в 2 раза.


Вся проводимая работа направлена на полное обеспечение собственных потребностей в молочной продукции, загрузки производственных мощностей перерабатывающих предприятий и поставки качественного сырья. В этой связи, хочу обратить внимание, что 1 января 2025 года для Республики Казахстан заканчивается переходный период по вступлению силу требований техрегламента в рамках ЕАЭС «О безопасности молока и молочной продукции». Это означает, что производимое молоко в секторе домашних хозяйств, не попадет на перерабатывающие предприятия. В этой связи, мы должны создать условия для востребованности продукции производимой в этой категории хозяйств. Это может быть под брендом «фермерской продукции», а также проводить работу по созданию кооперативов, оснащенных соответствующим оборудованием для выполнения предъявляемых требований к качеству молока. Для этого уже имеются механизмы финансирования с использованием ресурсов программы «Ауыл Аманаты». И эту работу местным исполнительным органам необходимо организовать уже сейчас.



Мясное животноводство


Важнейшим направлением животноводства страны является мясное скотоводство. Внутренний рынок на сегодняшний день полностью обеспечен, дальнейшее развитие отрасли связано с экспортом продукции. В этой части в отрасли имеются ряд вопросов, требующих решения. Это, мелкотоварность и технологическая отсталость большинства животноводческих предприятий, а также несоблюдение полноценного рациона кормления КРС, что в конечном итоге отражается на продуктивности и себестоимости производимой продукции.


В результате средний живой вес, идущий на убой составляет лишь 364 кг по КРС. А фактическая себестоимость 1 кг производимого мяса варьируется от 1800 до 2100 тенге за кг. Это уменьшает конкурентоспособность нашей продукции на внешних рынках.


«Наша работа должна быть направлена на уменьшение себестоимости, которое можно достичь за счет внедрения технологии с минимизацией капитальных затрат. В этой связи с прошлого года мы приступили к реализации проекта по внедрению австралийского опыта в мясном скотоводстве. Таким образом, будут созданы мясные кластеры с полным циклом для производства продукции начиная от заготовки кормов до реализации готовой продукции. В рамках реализации данных проектов Министерством осуществляется полное сопровождение каждого проекта. В целом по австралийскому опыту планируется в ближайшие 2 года построить 6 откормочных площадок с мощностью 98 тыс. голов КРС, крупного откормочного комплекса на 50 тыс. голов МРС,  а также первой специализированной скотной биржи. При этом необходимо отметить, что в регионах, где реализуется данный проект, это Туркестанская, Костанайская, Алматинская области и области Жетісу, Абай, первые средства с льготными условиями кредитования направляются на проекты по орошению кормовых культур на общую сумму 6,2 млрд. тенге. В этой части заместителям акимов данных областей необходимо в первоочередном порядке направить средства на реализацию этих проектов», - сообщил Бердалин.

Со своей стороны предприятия участники проекта должны решать вопросы продвижения и финансирования не только за счет бюджетных программ, но и привлечение финансовых ресурсов за счет иных источников, в том числе банков второго уровня.


Вместе с тем одним из основных вопросов являются залоговое обеспечение при кредитовании. В этой связи необходимо поддержка проектов по австралийскому опыту в рамках инструмента субсидирования гарантирования займов. Для этого необходимо выделение дополнительных средств на эти цели в сумме 10,4 млрд. тенге. В целом в производстве мяса большой потенциал в том числе экспортный имеет отрасль овцеводства. Здесь также имеются ряд вопросов, которые требуют решения.  Один из них это обеспечение стабильных круглогодичных поставок баранины. Это является основным требованием при экспорте на рынки Ближнего Востока.


Одним из приоритетных направлений над которым работает Министерство - расширение экспортных рынков животноводческой продукции. Министерством на протяжении 2-х лет в рамках двухстороннего взаимодействия с Россельхознадзором, Главным таможенным управлением Китая, Министерством сельского и лесного хозяйства Турции и Белоруссией проведена работа по обеспечению ветеринарной безопасности в стране, по итогу которых снятые ограничения позволяют возобновить экспорт мяса и мясной продукции на рынок Китая, России и Беларусь, а также согласование ветеринарных требований на экспорт продукций животноводства в Турцию. Также, в рамках июльского визита Си Цзиньпиня в Казахстан был подписан 10-ый по счету Протокол между МСХ РК и ГТУ КНР по согласованию ветеринарных требований на экспорт по разным видам животных и животноводческой продукции.


В целом в рамках проводимой работы по расширению списка казахстанских экспортеров животноводческих продукции на рынки третьих стран в Реестры зарубежных стран внесены 3 503 казахстанских предприятий.


«На сегодняшний день нами проведен мониторинг откормочных площадок, представленных местными исполнительными органами, в которые вошли 198 предприятий, тогда как в системе ЕАСУ только по учетным номерам количество предприятий составляет 312 ед. В этой связи, необходимо в оперативном режиме провести соответствующую актуализацию с тем, чтобы исключить из списков не действующие предприятия. От качественного проведения этих работ во многом зависит последующая работа по поставкам на экспорт живого скота», - сказал Амангалий Бердалин.

Успешное развитие отрасли животноводства невозможно без обеспечения соответствующей кормовой базы. В текущем году посевные площади кормовых культур по данным регионов составили более 3,2 млн. гектаров, что больше на 83,5 тыс. гектаров по сравнению с 2023 годом. При этом доля кормовых, размещаемых на пашне составила порядка 14% (в 2023 году – 13%). На долю многолетних трав приходится 74% площадей размещения, в том числе такие культуры как люцерна, житняк и эспарцет, которые в основном культивируются в Туркестанской, Жамбылской, Алматинской и области Жетісу. Остальные 26% приходится на долю однолетних культур, яровой сев которых обеспечивает заготовку сенажа и силоса для нужд животноводства. 


«На текущий год, учитывая благоприятно складывающие погодные условия, поставлена задача по заготовке полуторагодичного запаса сена в объеме 36,7 млн. тонн. В целом необходимо отметить, удовлетворительный уровень работ по организации заготовки кормов в большинстве регионов республики. Вместе с тем низкие темпы наблюдаются в Западно-Казахстанской – 37,4%, области Улытау – 43,3%, Атырауской (44,2%) и Мангистауской (46,4%) областях», - говорит Бердалин.

Министерством совместно с местными исполнительными органами будет продолжена работа по развитию кормопроизводства, для этого проводится работа по актуализации Дорожной карты развития кормопроизводства, в части принятия дополнительных системных мер.


«Несмотря на принимаемые меры поддержки племенного животноводства со стороны государства, имеющиеся показатели не достаточно высокие.  По итогам 2023 года как представлено на слайде численность племенного поголовья КРС резко сократилось и составило 885,7 тыс. голов, что на 243 тыс. голов меньше чем за 2022 год. С прошлого года учет племенного поголовья формируется на основе данных республиканских палат. Отсюда вывод, что местные исполнительные органы практически самоустранились от этой работы. Необходимо понимать, что основа всех мероприятий и дальнейшее развитие во многом зависит от достоверности учета. Тем более что со стороны государства практически по всем направлениям племенного животноводства оказываются меры государственной поддержки. Только в прошлом году на эти цели направлены более 66 млрд. тенге в виде субсидии. Акиматам необходимо организовать работу, использовав все имеющиеся инструменты и ресурсы. Учитывая вышеназванные пробелы, Министерством проводится соответствующая ревизия нормативно-правовой базы. В конечном итоге совместная работа в этом направлении с местными исполнительными органами, неправительственными организациями и депутатским корпусом должна быть отражена в законодательной базе», - добавил Бердалин.

На встрече отметили, что дальнейшее развитие отрасли во многом зависит от действующих механизмов государственной поддержки. В текущем году на субсидирование отрасли животноводства предусмотрено 97 млрд. тенге, из которых на сегодняшний день товаропроизводителям направлены 66,5 млрд. тенге (68,5 %). При этом в листе ожидания находятся заявки на сумму порядка 16 млрд. тенге. В целом дополнительная потребность на субсидирование животноводства на этот год составляет 43,5 млрд тенге.


«Министерством проводится профилактическая вакцинация против 23 особо опасных заболеваний и для раннего выявления заболевания животных проводятся диагностические исследования по 26 наименованиям. Благодаря принимаемым мерам за 7 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года наблюдается тенденция снижения регистрации неблагополучных пунктов на 26% (150) и с 2022 годом (269 очаг) на 41,3 %. Но достичь соответствующего эпизоотического благополучия без ветеринарных объектов, оснащенных в соответствии с международными стандартами невозможно, так как это влияет на своевременное проведение ветеринарно-профилактических мероприятий (вакцинация, отбор проб, диагностика, идентификация), хранение вакцин, а также ликвидационные мероприятия», ө сказал вице-министр.

Министерством проведен анализ по наличию и состоянию ветеринарных объектов, по итогам которого в Концепции развития АПК на 2021-2030 годы установлены индикативы и доведены до регионов по обеспечению ветеринарными пунктами, скотомогильниками или инсинератарами, а также объектами убоя.  На сегодняшний день не ведется работа по обеспечению ветеринарными пунктами Актюбинской, Алматинской, ВКО, Мангыстауской, Туркистанской, Атырауской, Костанайской, Кызылординской, и в областях Улытау и Абайской. Такая же ситуация по обеспечению скотомогильниками/ инсинираторами в областях Атырауской, Павлодарской, Карагандинской, Кызылыординской и области Улытау.


018.kz

Комментарии (0)

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив