«Завтра возвращаюсь на фронт…»

Фото госархива области Абай
Лучшие и более приспособленные здания Семея в годы войны отводились под эвакуационные госпитали
Отсюда на дальнейшее лечение раненые фронтовики направлялись в другие госпитали, которые размещались в зданиях партийных курсов, физиоинститута, территориальной больницы, сельскохозяйственного техникума, в клубе имени Кирова, профтехучилище мясокомбината и Березовском доме отдыха. В государственном архиве области Абай сохранились документы и фотографии, рассказывающие об эвакогоспиталях на территории Семипалатинской области.
Госпиталь № 3593 на 600 коек, один из крупных, располагался в трехэтажном кирпичном здании бывшего зооветинститута. В это время сооружение принадлежало партийному вузу. В декабре 1941 года число раненых превысило 700. В феврале 1942 года количество коек пришлось увеличить еще на 100. В подвальном помещении размещались кухня, хозканцелярия, ларек, продовольственные, аптечные и вещевые склады. Госпиталь был одним из оснащенных. В здании имелись физиокабинеты, терапевтическое отделение, лаборатории, аптека, зубоврачебный и рентген-кабинеты, а также были предусмотрены помещения для клуба и библиотеки.
О том, что в Семипалатинске базировались эвакогоспитали, возможно, никто бы и не узнал, если бы не Любовь Борисовна Кравченко и ее любознательные ученики. Любовь Борисовна преподавала историю в гимназии № 6 и заведовала школьным краеведческим музеем. Всю кропотливую работу по поиску информации об эвакогоспиталях провели 10–12-летние ребята. Им помогали сотрудники архива. Результатом стал выпуск книги «Завтра возвращаюсь на фронт…», в которой опубликованы документы и фотографии, собранные юными краеведами.
Историю работы эвакогоспиталей в Семипалатинске военных лет многие годы почти никто не изучал. Одна из причин – практически полное отсутствие документов об их работе. В архиве личных дел и списков медперсонала, медицинских карт и иных документов пациентов, находившихся на лечении в пяти эвакогоспиталях, не сохранилось. Позже выяснилось, что после их закрытия вся документация под грифом «Секретно» была передана в Медицинский музей Вооруженных Сил СССР в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Историю поиска материалов о работе эвакогоспиталей мне поведала Любовь Борисовна Кравченко. Все началось с того, что однажды она рассказала ребятам о старом солдатском кладбище в районе силикатного завода в Семее, на котором в годы войны хоронили умерших раненых, поступивших в семипалатинские эвакогоспитали.
А позже ребята вместе с наставником решили узнать подробнее о тех людях, кто был похоронен на воинском кладбище. И тогда обратились за помощью в совет ветеранов, краеведческий музей и городской архив. Но, к сожалению, там списков умерших не оказалось. Однажды акцию по возложению цветов показали по местному телеканалу. И на следующий день в гимназию пришла Анна Яковлевна Горохова. В годы войны она была первой медсестрой эвакогоспиталя № 2449.
Так, школьники узнали, что в годы войны страна не жалела для лечения бойцов ни сил, ни средств. Снабжение было по самому высокому классу. Это касалось не только медикаментов, но и продуктов питания, а также различного инвентаря, который требуется для работы любого медицинского учреждения. Но главное, что уход за ранеными был самый лучший. Не случайно в годы Великой Отечественной войны возвращались на фронт до 76% раненых солдат и офицеров. Это был абсолютный рекорд: ни в одной армии мира не смогли добиться таких результатов ни до, ни после этой самой кровавой из мировых войн.
Именно Анна Горохова познакомила юных поисковиков с Ольгой Илларионовной Величко, тоже медсестрой, которая работала в эвакогоспитале № 2449. Ольга Илларионовна в 1942 году после занятий в школе ходила две недели на подготовку сандружинниц.
Лежачих больных на рентген доставляли на носилках с третьего этажа на первый, на втором этаже раненые получали процедуры, а потом – опять в палаты. Летом выносили на балкон.
Постепенно штат в эвакогоспиталях расширялся. Приходили все новые и новые врачи, медсестры, служащие. Тамара Арсентьева приехала в Семипалатинск вместе с маленьким сыном из Ленинграда. Здесь она устроилась работать зубным врачом эвакогоспиталя № 3593. Она вспоминала, что самым ярким впечатлением в первые часы пребывания в Семипалатинске были огромные ярко-розовые помидоры – знаменитая семипалатинская малиновка на городском рынке. И, конечно, доброта и гостеприимство людей, которые принимали эвакуированных, особенно из Ленинграда, и относились к ним как к родным.
Врач Мара Анатольевна Горельникова тоже приехала в город во время эвакуации. Когда началась война, она только окончила медицинский институт в Украине и уехала с маленьким сыном в Семипалатинск, к родственникам мужа, ушедшего на фронт. Вскоре супруг погиб, а Мара Анатольевна осталась здесь жить и работать. После войны, когда закрылся эвакогоспиталь, она продолжала врачебную практику, много лет возглавляла детскую костно-туберкулезную больницу.
Однажды, после одного из общешкольных родительских собраний, на которых выступила Любовь Кравченко в качестве руководителя школьного музея, к ней подошла бабушка одной из учениц гимназии. Она рассказала, что во время войны, будучи школьницей, посещала эвакогоспиталь, где дети пели и читали стихи для раненых.
Одной из главных задач, которую поставили перед собой юные краеведы, стало восстановление утраченных имен умерших солдат, похороненных на кладбищах Семея. Списков не оказалось ни в военном госпитале, ни в архиве, с которыми учащиеся сотрудничали. И тогда Любовь Борисовна обратилась за помощью к Михаилу Александровичу Юрченко, который долгие годы работал заместителем председателя горисполкома, как раз в то время, когда был установлен памятник бойцам на воинском кладбище. У него и оказался нужный список. На желтой, выцветшей бумаге были напечатаны 94 имени умерших бойцов. Это был единственный оставшийся экземпляр. Его размножили, и теперь имена бойцов хранятся не только в архиве и в совете ветеранов, но и опубликованы в книге «Завтра я возвращаюсь на фронт…», которую выпустили к 60-летию Великой Победы.
Заботу, внимание и любовь врачей, медсестер, всех окружающих очень ценили фронтовики, находившиеся на лечении в госпиталях Семипалатинска. Ведь сюда прибывали бойцы, ранения которых были серьезными, и требовалось немало времени, мастерства и сил от врачей и медсестер, чтобы вернуть каждого в строй. Вылечившись и вернувшись в свои части, бывшие пациенты писали в госпитали письма, наполненные словами признательности и бесконечной благодарности ко всем, кто приложил усилия для их выздоровления.
Долгожданный День Победы описала в своих воспоминаниях медсестра Анна Яковлевна Горохова: «Когда объявили День Победы, в госпитале был большой праздник. Когда я подходила к зданию нашего отделения ранним утром этого дня, то меня встречали все ходячие раненые, поздравляли, а вечером был большой концерт. Городская филармония запланировала концерт на шесть часов вечера. К этому времени в клубе собрались все, кто мог ходить, помогали тем, кто не мог передвигаться сам. Зал был переполнен. Концерт открыл конферансье словами: «Я вижу у вас большой концертный зал. Вы часто смотрите концерты, фильмы, и вы все знаете, что сегодняшний наш концерт начинается в шесть часов вечера после войны». Что было после этих слов, трудно описать и никогда не забыть. И топали, и хлопали, и свистели, долго не могли успокоиться…»
С этого момента раненые перестали поступать с фронта. И постепенно эвакогоспитали в Семипалатинске стали закрывать. По словам Анны Гороховой, первым расформировали госпиталь № 3592 летом 1945 года. А уже к зиме закрыли и остальные, переправив оставшихся больных для завершения курса лечения в госпиталь восстановительной хирургии в Алма-Ате.
История госпиталей, работавших в военное время, – это история подвига бойцов невидимого фронта. Тех врачей, медсестер, обычных сотрудников, которые, не жалея сил и времени, не считаясь с собственными нуждами, выполняли задачу: вернуть в строй здоровыми тех, кто защищал Родину.
Флора Левина