Проценты за обслуживание в кафе и ресторанах: законно ли это?
В чеках большинства заведений, предоставляющих услуги питания, к стоимости заказа добавляют процент за обслуживание, размер которого заведение устанавливает на свое усмотрение. На вопрос о том, законно ли это, ответил руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по области Абай Асхат Сагидолдин, передает 018.kz.
«Согласно ГОСТ 30389-2013 заведение (ресторан, кафе, бар и т.д.) не может брать дополнительную плату за обслуживание. Так как в кафе и ресторане предоставление услуг официанта потребителям является обязательным условием для такой категории объектов общественного питания. Рестораторы оказывают услуги общественного питания, в которые входит процесс обслуживания. Таким образом, взимание отдельной платы за обслуживание относится к условиям, нарушающим или ущемляющим права потребителей», - говорит Асхат Сагидолдин.
Вместе с тем, взимание процента за обслуживание является незаконным в том случае, если потребитель не был заранее уведомлен об этом. В такой ситуации потребитель имеет право отказаться оплачивать дополнительный «процент» за обслуживание.
«Согласно Закону Республики Казахстан «О защите прав потребителей», продавец не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и/или ущемляют права потребителя. Таким условием является установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам, работам, услугам. Услугу «обслуживание» невозможно заказать без заказа еды и напитков», - отмечает Асхат Сагидолдин.
В случае, если посетителя поставили в известность о наличии «процента» за обслуживание, он вправе отказаться от услуг ресторана (кафе). В случае если человека не предупредили о взимании процента за обслуживание, то он также можете отказаться оплачивать эту услугу, поскольку продавец/услугодатель не предоставил полной информации об услуге.
018.kz